|
Каталог статей
Критериальное оценивание лабораторных работ на уроках физики
УДК 530.1+371Б 77 Н.В.Бойко Критериальное оценивание лабораторных работ на уроках физики Филиал «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления» г.Семей, ул.Кабылбаева 32, тел.:8 7222 53 24 33 e-mail: natascha_semsk@mail.ru При модернизации системы образования в Казахстане появляется необходимость реформировать систему оценивания, для того, чтобы привести ее в соответствие с современным образованием в мире. В применяемой 5-балльной (фактически 4-х балльной) шкале не предусмотрены возможности для учета проявления индивидуальных свойств личности. В ней отсутствуют четкие критерии и предметные нормы оценки, что приводит в реальной школьной практике к необъективности выставления отметок. Все эти факторы определили пути реформирования оценки в направлении реализации принципов личностно-ориентированного подхода в образовании. Современные требования к системе оценивания. Система оценивания должна определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и т.д.), что позволяет получить более четкую картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. Быть совершенно прозрачной при выставлении текущих и итоговых отметок, в ней должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, сопоставляет результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Система оценивания должна обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы она должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Система оценивания должна как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. В настоящее время во всех НИШ проводится внедрение новой системы критериального оценивания. При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей. Разработан четкий алгоритм выведения оценки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою оценку. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей; общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету. Итоговое (констатирующее) оценивание проводится в конце четверти, учебного года с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетентностями. Все критерии по физике, сформированы по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные по схожести в 6 критериев. Набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения. В настоящее время мы оценки по физике по каждому критерию ставим по шкале от 0 до 6 баллов, но можно будет перейти к разному количеству баллов в различных критериях, что позволит придать разный вес критериям, которые "отвечают" за различные навыки при выведении итоговой оценки. Чтобы свести к минимуму субъективные моменты при выставлении отметок, каждый уровень достижений, отмечаемый определенным баллом, снабжается подробным описанием-дескриптором. Это помогает с одной стороны, легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого уровня, а с другой, - облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе. Критерий А (единство мира) отвечает за знание фактического материала и умение правильно и уместно использовать специальные термины и понятия (устный ответ). Критерий В(коммуникация) оценивает работу, связанная с умением учащихся передавать научную информацию, используя соответствующую терминологию и условные обозначения в виде логичного устного или письменного ответа. При передаче информации учащиеся опираются на сопутствующие наглядности (рисунки, схемы, модели) (устный или письменный ответ). Критерий С (научные знания и понимания). Учащиеся при воспроизведении научной информации пользуются различными источниками, умеют применять полученные знания для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях умеют анализировать полученную информацию(решение задач). Критерий D(научное исследование). Учащийся совместно с учителем определяет проблему исследования, формулирует цель, определяет методы исследования, планирует свою деятельность, делает выводы; самостоятельно оценивает полученные результаты. (проект) Критерий Е (обработка информации). Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод( контрольная или лабораторная работа). Критерий F(проведение эксперимента). Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности. Эффективно сотрудничает с другими учащимися или проявляет самостоятельность при проведении эксперимента (лабораторная или практическая работа). Для чего нужны критерии? Они нужны: для того, чтобы учащийся понимал, какие у него есть пробелы, чем стоит еще позаниматься, какие учебные навыки нужно подтянуть. Для того чтобы снизить субъективность выставления отметки; чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании. К каждому виду работ составляется рубрикатор - подробное объяснение уровней достижения учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов. Оценивается с помощью выставляемых в журнал баллов только специально для этого предназначенные работы (констатирующие). Т.к. основная цель оценивания – обратная связь, дескрипторы задействованных в работе критериев пишутся конкретно к данной работе или группе работ. Критерии оценки лабораторных работ Критерий Е Дескрипторы Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже0 Учащийся не умеет самостоятельно собирать и записывать данные, при необходимости не использует соответствующий перевод в СИ1 Учащийся допускает ошибки при сборе и записи данных, при необходимости не использует соответствующий перевод в СИ2 Учащийся допускает ошибки при сборе и записи данных, при необходимости использует соответствующий перевод в СИ, с помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод.3 Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, с помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод.4 Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, начертил схему экспериментальной установки описал все возможные действия, правильно собирает и записывает данные, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод с небольшой помощью учителя.5 Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, начертил схему экспериментальной установки, описал все возможные действия, правильно собирает и записывает данные, систематизирует данные в виде схем и таблиц, вычисляют погрешность приборов для уточнения результатов, что приводит к лучшей обработке данных, анализирует результат и делает самостоятельный вывод. 6 Критерий FДескрипторы Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже0 Учащийся не правильно использует лабораторное оборудование, соблюдая технику безопасности, не умеет самостоятельно проводить наблюдения и измерения. 1 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, но получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности с ошибками в измерениях.2 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях с помощью учителя, соблюдая технику безопасности, но допускает незначительные ошибки в вычислениях.3 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях с помощью учителя, экспериментальную установку собирает 4 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, , экспериментальную установку собирает самостоятельно, соблюдая технику безопасности, точно описывает результаты эксперимента, делает правильные выводы . 5 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование термометр, калориметр, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися, точно описывает результаты эксперимента, делает правильные самостоятельные выводы.6 Критерии оценки лабораторной работы также сообщаются учащимся заранее. Используя конкретно прописанную шкалу, учащиеся сами легко могут оценить свои работы и делают это зачастую более жестко, чем учитель. Итак, подведем итог: Оцениваются с помощью выставляемых в журнал баллов только специально для этого предназначенные работы (констатирующие). В завершение четверти проводится процедура итогового оценивания. По каждому из критериев выводится итоговый балл. Оценивается не работа ученика в течении всей четверти, а достигнутый на его конец уровень (результат). Затем итоговые баллы критериев суммируются, и полученная сумма через специальную переводную шкалу трансформируется в 5-балльную отметку, которая выглядит следующим образом: 36 max18 max6 maxОтметка 36-30 балов18-15 баллов6-5 баллов«5» 29-23 баллов14-11 баллов4 балла«4» 22-15 баллов10-7 баллов3-2 балла«3» 14-0 баллов6-0 баллов1-0 баллов«2» Список использованной литературы: Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе Пермь, ПГПУ-2010 Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся в «Назарбаев Интеллектуальная школа» от 25 августа 2011г. РК
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Наташа (17.02.2012)
|
Просмотров: 5752
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|