Пятница, 17.05.2024, 09:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Социальные закладк
Наш опрос
флаг Казахстана
Всего ответов: 30
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Первоначальные сведения о строении вещества" (урок-игра) 7 класс.
17.02.2012, 09:24
Повторительно-обобщающий урок на тему "Первоначальные сведения о строении вещества" (урок-игра) 7 класс. Бойко Наталья Викторовна, учитель физики Цель урока, поставленная учениками: Повторить тему «Строение вещества» в игровой форме; исследовать различные физические объекты, провести эксперименты Цель урока, поставленная учителем: Расширить и углубить знания учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»; развитие у учащихся чувства коллективизма, навыков работы в группах; воспитывать у детей любовь и интерес к изучению физике; сформировать умения планировать и проводить простейший эксперимент по исследованию свойств физических объектов, объяснять результаты эксперимента, применять полученные знания практике. Оборудование и материалы: Мел, марганцовка, флакон духов, кусочек ваты, пробирка с кристаллами перманганата калия, мензурка с водой, лист бумаги, стеклянная трубка, 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, свеча, яблоко, спички, стекло, песок. Технологии, используемые на данном урокеПринципы технологии:
Личностно-ориентированное обучение. Использование субъективного опыта ученика. Сотрудничество ученика и учителя. Создание условий для самовыражения учащихся. Применение учителем на уроке разнообразного материала. Систематизация знаний; расширение и накопление знаний, полученных в ходе практической деятельности учащихся;
Проблемное обучение. Развитие коммуникативной компетенции .Создание под руководством учителя проблемной ситуации. Активная деятельность учащихся, при работе в парах, в обучении вести диалог. Развитие мыслительных способностей учащихся.
Игровая форма обученияРазвитие познавательных способностей, устойчивого интереса к предмету физика
Ход урока. Данная игра проводится по разделу физики 7-го класса «Первоначальные сведения о строении вещества» среди учеников одного класса. Класс делится на две равные группы, которые образуют команду. Команды выбирают капитана и придумывают название своей команды. Задание 1. «Помоги дереву» На деревьях перепутались листья. Развесьте на одно дерево листики, где указаны физические тела, на другое только вещества. Солнце, капля воды, масло, оловянная палочка, часы, керамическая кружка, вода, стол, деревянная линейка, стол, бензин, стекло, книга, железо, медный брусок, чайник, ртуть. (18б) Задание 2. «Кто быстрее» Разделите физические явления по группам: Едет машина, горит свет, спеют яблоки, греет обогреватель, тает снег, падает мяч, работает стиральная машина, плывут гуси, чирикают воробьи, работает телевизор, каркает ворона, плывет лодка, светит солнце, и т.д. (13б) Задание 3. «Турнир смекалистых» 1.В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешней стороне цилиндра. Чем это можно объяснить? (3б) 2.Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменились ли при этом промежутки между частицами резины? (3б) 3.Одинаковы ли объем и состав молекул холодной и горячей воды? (3б) 4.Как можно ускорить диффузию в твердых телах? (3б) 5.Почему после дождя пыль на дороге не поднимается? (3б) 6.Что общего между склеиванием бумаги паянием металлических изделий? (3б) 7.В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот? (3б) Задание 4. « Лаборатория» Наблюдение делимости вещества. (5б) Цель работы: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц. Выполнение работы. 1.Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? Опишите ваши наблюдения. (1б) 2.Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете. (1б) 3.Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения. (1б) 4.Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения. (1б) 5.Сделайте вывод: (1б) Наблюдение диффузии в воде и в воздухе. (3б) Цель работы: наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе. Приборы и материалы: флакон духов, кусочек ваты, пробирка с кристаллами перманганата калия, мензурка с водой, лист бумаги, стеклянная трубка. Выполнение работы. 1.Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения. (1б) 2.На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения. (1б) 3.Сделайте вывод: (1б) Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии. (2б) Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ. Приборы и материалы: 2 стакана с водой, 2 пакетика чая Выполнение работы. 1.Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема в один холодную, в другой горячую. 2.Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая. 3.Наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты. (1б) 4.Сделайте вывод: (1б) Наблюдение взаимодействия частиц вещества. (4б) Цель работы: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения. Выполнение работы. 1.Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает? (1б) 2.Натрите стекло свечой. Накапайте на него несколько капель воды близко друг к другу. Возьмите спичку и с ее помощью сблизьте капли воды друг с другом. Что происходит? Почему? (1б) 3.Опустите один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему? (1б) 4.Сделайте вывод: (1б) Задание 5. «Веселые задачки Г. Остера» (10б) 1.На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку? (2б) 2.С разных концов медного провода длиной в тысячу километров парочка физиков отколупнула по одной молекуле меди. Чем отличаются эти молекулы? (2б) 3.Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (2б) 4.Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем Иннокентий нарочно прикладывал к штанам, сами не держаться – приходится их пришивать, а жвачка, смола, пластилин, замазка, на которые нечаянно сел талантливый ученый, так прилипли, что уже не отдерешь? (2б) 5.Почему семиклассник Петя, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину? (2б) Задание №6 « Слова» (6б) Каждой команде раздают карточки с вырезанными буквами. Нужно как можно быстрее собрать слово, описанное ведущим. Для всех команд вопрос один и тот же. Всего три вопроса: 1.Величина, характеризующая тепловое состояние тел? (температура) (2б) 2.Частицы, из которых состоят молекулы? (атом) (2б) 3.Что сохраняет свой объем, но легко меняет свою форму? (жидкость) (2б) Задание №7 « Да – нет» - кА (12б) Я даю правильные и неправильные определения, физические явления и опыты. Если описание неверно, учащиеся поднимают красную карточку, если верно – белую. Команда, у которой больше всего правильных ответов зарабатывает за задание то количество баллов, сколько правильных ответов. 1. Если в колбу налить жидкость, то при нагревании уровень жидкости в ней уменьшится (нет). Ответ: При нагревании жидкости уровень ее в колбе увеличивается. Следовательно, жидкости при нагревании расширяются. (2б) 2. Частицы большинства твердых тел расположены беспорядочно, поэтому такие тела называют кристаллическими (нет). Ответ: Частицы большинства твердых тел расположены в определенном порядке. Такие твердые тела называют кристаллическими. (2б) 3. Притяжение молекул становится заметным, когда они находятся на расстоянии большем, чем размеры молекул (нет). Ответ: Притяжение молекул становится заметным, когда молекулы находятся на расстояниях, которые сравнимы с размерами самих молекул. (2б) 4. Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела (да). Ответ: Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела. (2б) 5. Сохранение формы – свойства твердых тел (да). Ответ: Сохранение объема и формы – свойства твердых тел. (2б) 6.Диффузия при высокой температуре происходит медленнее (нет). Ответ: Диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. (2б) Задание №8 «Ромашка» (14б) Каждая команда вытягивает из ромашки по очереди вопросы. Всего 7 вопросов. Данные вопросы являются не традиционными и над ними нужно хорошо подумать, поэтому за каждый правильный ответ команды получают максимальный бал. Если команда не отвечает на свой вопрос, он передается другой команде. Вопросы: 1. Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме? Ответ: В вакууме молекула двигалась бы равномерно и прямолинейно. В воздухе вследствие столкновений с другими молекулами данная молекула движется по ломанной зигзагообразной линией с изменяющейся скоростью. (2б) 2. Если бросить в воду кристаллик марганцовки, через некоторое время вокруг него образуется фиолетовое «облачко». Объясните явление. Ответ: Вещество, растворяясь, диффундирует в воде, окрашивая ее фиолетовым цветом. (2б) 3. Детские воздушные шарики обычно наполняются светильным газом. Почему они уже через сутки теряют свою упругость, сморщиваются и перестают подниматься? Ответ: Светильный газ диффундирует сквозь оболочку шара. (2б) 4. Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?Ответ: С повышением температуры увеличивается скорость движения молекул. С увеличением скорости молекул возрастает скорость диффузии. (2б) 5. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты? Ответ: Чтобы стекла не «слипались» под действием сил взаимного притяжения молекул. (2б) 6. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив, их друг к другу? Ответ: Вследствие неровностей поверхности приложенных друг к другу линеек образуется малое количество «точек соприкосновения», где проявляются силы молекулярного притяжения. (2б) 7. Какова будет форма жидкости, если перелить ее из стакана в колбу, в мензурку? Изменится ли при этом ее объем? Ответ: Жидкость принимает форму сосуда, в который ее помещают. Объем жидкости при этом не меняется. (2б) Подведение итогов: По окончании игры подсчитывается общий балл каждой команды. Команда, заработавшая больше всего баллов, получает за игру пятерки, вторая команда получает за игру четверки, которые выставляются в журнал. Используемая литература: Сборник задач по физике В.И.Лукашик ,1998 Физика Г.Остер, Москва «Росмэн» 1997 Рефлексивный отчет по уроку Ребята совсем недавно начали изучать физику. Для того, чтобы им было интересно, на предыдущих уроках я кое-где использовала элементы игры. И вот, наконец, обобщающий урок. И ребята захотели, чтобы он прошел в виде игры. Класс разбился на 2 группы, выбрали капитана. 1 задание. Несмотря на его простоту, ребята в обеих командах умудрились допустить ошибки, которые потом сами и исправили. С каждой команды выбрали по одному представителю, который проверял ответы другой команды. Со 2 заданием справились легко и быстро. В 3 задании ребята рассуждали, давали ответы, показали, что они хорошо знают теоретический материал. Очень интересными и полезными оказались задания в «Лаборатории». Ребята ставили эксперименты, объясняли их. Делали выводы, записывали их . У ребят еще не было навыка проведения экспериментов. Поэтому они работали медленно, а мне, привыкшей работать с учащимися старших классов, хотелось, чтобы они работали по быстрее. Но зато все сделали качественно. После выполнения лабораторных экспериментов и обсуждения результатов, перешли к следующему этапу «Веселые задачки» Г.Остера, от ребят требовался не просто правильный ответ, но и остроумный ответ. Получилось не хуже, чем у Остера. Затем я прочитала ответы Остера. Было очень весело. Игра в слова, вызвала настоящее оживление, хотелось быстрее найти нужное слово. Задание 7 и 8 несмотря на игровой характер, это серьезная проверка знаний. Отрадно было видеть . что ребята в командах, после минутного обсуждения , давали по очереди верные ответы, а я наблюдала за тем, как они учатся работать в группах. Результаты урока: соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, эмоциональный подъём и интерес при решении исследовательских задач. Почему я люблю проводить физические игры? Во-первых, физическая игра-это развитие познавательного интереса. Во-вторых, игра связана с положительными эмоциями и интересом к учебе. В-третьих, ученик во время игры всегда стремится к выигрышному результату. В-четвертых, во время игры дети активны, пассивных не бывает. В-пятых, на каждом этапе игры ребенок оценивает свои возможности, стремится к победе. Такие уроки своей познавательностью интересны детям и учителю, и учащиеся хотят чтобы такие уроки проходили как можно чаще, несмотря на то, что они порой очень нелегки, как это кажется на первый взгляд. Учителю для подготовки таких уроков нужно пересмотреть огромный материал и выбрать то, что будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся.
Категория: Мои файлы | Добавил: Наташа
Просмотров: 3288 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Плейер
Поиск
Праздники дня

Бойко Наталья Викторовна
Конструктор сайтов - uCoz