Пятница, 17.05.2024, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Мои статьи [14]
констатирующие контрольные работы 7 класс [0]
констатирующие контрольные работы 7 класс
Социальные закладк
Наш опрос
флаг Казахстана
Всего ответов: 30
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Констатирующее оценивание при проведении лабораторных работ
Констатирующее оценивание на уроках физики
в 7 классе при проведении лабораторных работ.
Введение При модернизации системы образования в Казахстане появилась необходимость реформировать систему оценивания, для того, чтобы привести ее в соответствие с современным образованием в мире. Современные требования к системе оценивания. Во-первых: система оценивания должна определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. В-третьих, система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, сопоставляет результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. В-пятых, система оценивания должна обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы В-шестых, система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов. И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Оценивание достижений учащихся является критериальным. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. В настоящее время во всех НИШ проводится внедрение новой системы критериального оценивания. При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей. Следует особо подчеркнуть, что критериальная отметка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия - она оказывается лишь средством информации, и не более. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей. Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося. Данная система оценки не предусматривает отрицательных отметок. Отметки являются только средством информации, они констатируют индивидуальное продвижение учащегося в обучении и необходимость помощи со стороны учителя. В случае если выставленная отметка меньше проходного балла, учитель проводит коррекционную работу с обучающимся до достижения последним обязательного уровня подготовки. Итоговое оценивание проводится в конце учебного периода (четверти, учебного года) с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетентностями. Все критерии по физике, сформированы по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные по схожести в 6 критериев. Набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения . В настоящее время оценки по физике по каждому критерию ставятся по шкале от 0 до 6 баллов. Чтобы свести к минимуму субъективные моменты при выставлении отметок, каждый уровень достижений, отмечаемый определенным баллом, снабжается подробным описанием-дескриптором, что, с одной стороны, позволяет легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого уровня, а с другой, - облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе. Рассмотрим теперь конкретный пример критериев оценивания, чтобы увидеть, как на практике действуют указанные особенности. Критерий А (единство мира) отвечает за знание фактического материала и умение правильно и уместно использовать специальные термины и понятия. С помощью критерия В (коммуникация) оценивается работа, связанная с умением учащихся передавать научную информацию, используя соответствующую терминологию и условные обозначения в виде логичного устного или письменного ответа. При передаче информации учащиеся опираются на сопутствующие наглядности (рисунки, схемы, модели) Наибольшим разнообразием навыков отличается критерий С (научные знания и понимания) заключающий в себе различного рода навыки. Учащиеся при воспроизведении научной информации пользуются различными источниками, умеют применять полученные знания для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях, умеют анализировать полученную информацию. Критерий D (научное исследование) . Учащийся совместно с учителем определяет проблему исследования, формулирует цель, определяет методы исследования, планирует свою деятельность, делает выводы; самостоятельно оценивает полученные результаты. Критерий Е (обработка информации) .Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод. Критерий F (проведение эксперимента). Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности. Эффективно сотрудничает с другими учащимися или проявляет самостоятельность при проведении эксперимента. Зачем нужны критерии? Они нужны: для того, чтобы учащийся понимал, какие у него есть пробелы, чем стоит еще позаниматься, что подтянуть учебные навыки; чтобы снизить субъективность выставления отметки; чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании. Задача учителя - дать общую идею оценивания по критериям и создать такую обстановку, когда учитель вместе с учащиеся могут определить что и как (а, может быть, и когда) будет оцениваться. Вместе разработать конкретное наполнение критериев применительно к своему возрасту и стоящими перед ними учебным задачам. На первый взгляд может показаться, что такие занятия являются пустой тратой времени. Гораздо важнее будет понимание детьми того, чему они учатся. Констатирующее ( итоговое ) оценивание. Констатирующее оценивание предназначено для определения уровня знаний и учебных навыков учащихся при завершении изучения раздела/блока учебной информации ;Проводится по результатам выполнения констатирующих работ (т.е. итоговых работ по пройденной теме в виде контрольных работ, тестов, проектов) . Оценки выставляются согласно критериям, разработанным по данному разделу. Оценки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых оценок по предмету за отчетные периоды (четверти) и в целом за учебный год Перечень лабораторных работ 7 класс для учащихся НИШ ФМН Лабораторная работа № 1.Определение цены деления шкалы измерительного цилиндра (мензурки).
Лабораторная работа №2 Измерение объемов тел
Лабораторная работа №3 Определение размеров малых тел
Лабораторная работа №4 Изучение неравномерного движения.
Лабораторная работа №5 Изучение рычажных весов. Измерение массы.
Лабораторная работа №6 Определение плотности вещества.
Лабораторная работа №7 Изучение упругих деформаций.
Лабораторная работа №8 Изучение силы трения.
Дескрипторы к лабораторным работам 7 класс Критерий А mах 6 балловБаллы
Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже 0
Учащиеся не может осмысленно воспроизвести термины, понятия . Письменные и устные ответы не полные по содержанию. Учащиеся показывают незнание физических величин, их единиц измерений, и условных обозначений. 1
Учащиеся затрудняются самостоятельно приводить примеры, демонстрирующие значение науки, выполняют задания на основе наводящих вопросов 2
Ответы учащиеся носят репродуктивный характер. В ответах ученики допускают ошибки в терминологии, в условных обозначениях физических величин, затрудняются в выборе способов передачи информации.3
Учащиеся демонстрируют достаточные знания физических терминов, знания законов, явлений природы, подтверждают собственными примерами, но допускают неточности в определениях и законах. 4
Учащиеся осмысленно передают определения физических величин, понятий, терминов. В устных и письменных ответах содержится полная информация, с минимальным количеством элементарных ошибок. 5
Учащиеся дают четкие определения физических терминов, знают формулы, единицы измерения физических величин, описывают и обсуждают явления и законы, наблюдаемые в окружающем мире, умеют привлекать знания из других областей и описывать физические ситуации логично и на научном уровне 6
Критерий В mах 6 балловБаллы
Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже .0
Учащийся узнает физические явления, формулы, физические величины, приборы при их предъявлении в готовом виде.1
Учащиеся затрудняются самостоятельно приводить примеры, демонстрирующие значение науки, выполняют задания на основе наводящих вопросов2
Учащиеся демонстрируют знание значимости науки в жизни и практике человека, но ограничиваются описанием на репродуктивном уровне3
Учащиеся демонстрируют передачу информации в виде докладов, презентаций, проектов, творческих работ с незначительными ошибками. Испытывают затруднения в устных и письменных ответах 4
Учащиеся умеют правильно объяснять явления и законы, происходящие в природе, но допускают ошибки при установлении взаимосвязи между описываемыми фактами, демонстрируют затруднения в научной и логической интерпретации проявлений окружающего мира 5
Учащиеся осмысленно и логично передают предметную информацию. Применяют научную терминологию, способны объяснять как стандартные так и нестандартные ситуации 6
Критерий Е mах 6 балловБаллы
Учащийся не достиг ни одного из критериев0
Учащийся не может подготовить к работе установку Не может самостоятельно провести опыт, не может правильно произвести вычисления1
Учащийся постоянно обращается за помощью к учителю Допускает грубые ошибки в вычислениях Работа выполняется небрежно, учащийся не умеет снимать показания приборов2
Учащийся допускает ошибки при сборе и записи данных, при необходимости использует соответствующий перевод в СИ, с помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод.3
Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, с помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод. Работа выполнена не полностью, но в таком объеме, что позволяет получить правильный результат4
Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, начертил схему экспериментальной установки, описал все возможные действия, правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод с небольшой помощью учителя. Но учащийся допускает незначительные ошибки в вычислениях, не может вычислить погрешности5
Учащийся выполняет работу самостоятельно, с соблюдением техники безопасности Соблюдает последовательность выполнения опытов и измерений Самостоятельно и правильно монтирует оборудование Правильно и аккуратно выполняет все записи ,таблицы, рисунки , схемы, графики , вычисления. Вычисляет погрешности 6
Лабораторная работа № 1. Определение цены деления шкалы измерительного цилиндра (мензурки). Цель работы: Научиться пользоваться измерительным цилиндром(мензуркой) ; научиться записывать результат измерений с учетом погрешности. Приборы и материалы: измерительный цилиндр(мензурка), стакан с водой. Правила техники безопасности. Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана! Критерий А. Тренировочные задания и вопросы 1.Найдите цену деления и снимите показания стрелки. Результат запишите с учетом абсолютной погрешности. 2.Определите цену деления термометров и запишите показания их с учетом абсолютной погрешности. 3.Найдите цену деления мензурок. С помощью, какой мензурки измерения объема жидкости будут более точными? 4.Что значит измерить физическую величину? 5.Привидите примеры физических величин. 6.Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике. Ход работы. 1. Определите цену деления шкалы мензурки. 2. Определите абсолютную погрешность измерения мензуркой. 3. Налейте в мензурку немного воды из стакана. Измерьте объем воды V1. 4. Налейте в мензурку еще воды и определите ее объем V2. 5. Запишите результаты всех измерений в таблицу. Физический приборЦена деления шкалыАбсолютная погрешность измеренияФизическая величинаИзмеренное значение величиныРезультат измерения
Мензурка Объем(V1)
Объем(V2)
6.Сделайте вывод из проделанной работы. Дополнительные задания. Цель работы: Научиться пользоваться измерительными приборами (линейкой и термометром); научиться записывать результат измерений с учетом погрешности. Приборы и материалы: деревянный брусок, линейка с миллиметровыми делениями, стакан с водой, термометр. Ход работы 1.Определите цену деления шкалы линейки. 2.Определите абсолютную погрешность измерения линейкой. 3.Измерьте длину (а), ширину (б) и высоту (h) деревянного бруска. 4.Запишите значения цены деления, погрешность и результаты измерений в таблицу. 5.Определите цену деления шкалы термометра. 6. Определите абсолютную погрешность измерения термометром. 7.Измерьте температуру воды в мензурке. 8.Запишите результаты всех измерений в таблицу. Физический приборЦена деления шкалыАбсолютная погрешность измеренияФизическая величинаИзмеренное значение величиныРезультат измерения
Линейка Длина(а)
Ширина(b)
Высота(h)
Термометр Температура(t)
Шкала оценивания. Критерий А (мах6)Проверяемые элементыБалл за проверяемый элементБалл за задания
Задания 1,2,3Цена деления, погрешность измерения 1 3
Задание 4Определение физической величины11
Задание 5Примеры физических величин11
Задание 6Примеры измерительных приборов, применяемых на практике11
Итого: 6 баллов
Критерий Е (мах6)Проверяемые элементыБалл за проверяемый элемент
Учащийся самостоятельно определил цену деления приборов 1
Определил абсолютную погрешность1
Систематизировал данные в виде таблицы1
Делает самостоятельный правильный вывод1
Соблюдает правила техники безопасности1
Соблюдает последовательность выполнения опытов и измерений Правильно и аккуратно выполняет все записи ,таблицы, рисунки , вычисления. 1
Итого: 6 баллов

Лабораторная работа № 2. Измерение объема жидкости и твердого тела. Цель работы: Научиться измерять объем :1)твердых тел правильной формы ; 2)твердых тел неправильной формы; 3) жидкостей . Приборы и материалы: линейка, брусок, цилиндр из набора калориметрических тел, измерительный цилиндр(мензурка), стакан с водой, тело неправильной формы, нитки. Правила техники безопасности. Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана! Ход работы. 1. Измерьте длину, ширину и высоту бруска и вычислите его объем. 2. Заполните таблицу с указанием единиц измерения. 3. Налейте в измерительный сосуд воду приблизительно до половины и измерьте объем налитой воды. 4. Укажите точность измерения объема, считая, что погрешность измерения равна цене деления прибора. Длина бруска а, смШирина бруска b cмВысота бруска h смОбъем бруска V см3

5.Погрузите в измерительный цилиндр подвешенное на нити тело неправильной формы. 6.Измерьте суммарный объем тела и воды. 7. Заполните таблицу с указанием единиц измерения. Объем воды V1 см3Суммарный объем тела и воды V2, см3 Объем тела V см3

Дополнительные задания . 1. Измерение объема цилиндра. 1. Для нахождения объема цилиндра необходимо знать его высоту h и диаметр D. Поставьте цилиндр на бумагу, обведите его основание, и измерьте диаметр полученной окружности -это и есть диаметр цилиндра. 2. Объем цилиндра вычислите по формуле V=S h , а площадь основания по формуле 3. Заполните таблицу с указанием единиц измерения. 4. Сделайте вывод и запишите его. Диаметр цилиндраВысота цилиндраОбъем цилиндра

Шкала оценивания. Критерий Е (мах6)Проверяемые элементыБалл за проверяемый элемент
Учащийся самостоятельно измерил длину , ширину, высоту бруска, вычислил его объем 1
Определил абсолютную погрешность Систематизировал данные в виде таблицы Д делает самостоятельный правильный вывод С соблюдает правила техники безопасности1
Измерил объем тела неправильной формы при помощи мензурки 1
Д Делает самостоятельный правильный вывод Соблюдает правила техники безопасности1
Соблюдает последовательность выполнения опытов и измерений Правильно и аккуратно выполняет все записи ,таблицы, рисунки , вычисления. 1
Правильное выполнение дополнительного задания 6
Итого: 12 баллов
Лабораторная работа № 3 Измерение размеров малых тел Цель работы: Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов. Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, иголка, катушка ниток или тонкая проволока. Правила техники безопасности. Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Критерий В. Тренировочные задания и вопросы 1.Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки, нити, волоса? Почему? 2.Как меняется объем тела при нагревании и охлаждении? Почему? 3.Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? 4.Равны ли размеры молекул одинаковых веществ, находящихся в составе других веществ(например: молекула воды в молоке, лимонаде, в белизне) Ход работы 1.Изучите шкалу линейки. Определите цену деления. 2.Определите способом рядов диаметр пшена, горошины. Для этого положите вплотную к линейке 20 горошин, пшена в ряд. 3.Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины или пшена. Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц 4.Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины. 5.Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике. 6.Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц. 7.Данные измерений и вычислений запишите в таблицу. Тело№ опытаКол-во частиц в рядуДлина ряда, ммРазмер частицы, ммСреднее значение размера частицы
ммм
пшено1
горох2
молекула3 На фотоИстин. размер

Дополнительное задание. 1. Предложите способ измерения диаметра нити (или тонкой проволоки) и опишите его. 2. Измерьте диаметр нити(или тонкой проволоки) 3. Сделайте соответствующий вывод. Шкала оценивания. Критерий В (mах 6)Проверяемые элементыБалл за проверяемый элемент
Задание 1-4Знание строение различных веществ. Умение ответить на поставленные вопросы, используя МКТ строения вещества1 6
Критерий Е (mах 6)
Определение цены деления 1
Определите способом рядов диаметр пшена, горошины 1
Соблюдает последовательность выполнения опытов и измерений Правильно и аккуратно выполняет все записи таблицы, рисунки, вычисления. 1
Д Делает самостоятельный правильный вывод Соблюдает правила техники безопасности 1
Правильное выполнение дополнительного задания 2
Итого: 12 баллов
Лабораторная работа № 4 Изучение неравномерного движения. Цель работы: Научиться измерять скорость тела при неравномерном движении. Приборы и материалы: Наборы по механике ( наклонная плоскость, штатив, электронный секундомер, линейка). Задание :определить среднюю скорость движения каретки по наклонной плоскости. По результатам выполнения работы, учащиеся должны представить отчет по следующему плану. Схема отчета: · Цель эксперимента · Необходимое оборудование · Какую формулу применили · Какие величины измерили · Как провели измерения · Как оформили данные опыта · Расчеты · Выводы Правила техники безопасности На столе не должно быть никаких посторонних предметов. С металлическим шариком обращайтесь аккуратно! Тренировочные задания и вопросы 1. Ты едешь в машине. Относительно каких тел ты находишься: а) в движении б) в состоянии покоя? 2.Велосипедист едет равномерно со скоростью 25 км/ч, его обгоняет мотоциклист, едущий со скоростью 75 км/ч. Изобразите графически скорости их движения. Выберите масштаб. 3.Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какой путь он прошел за 20 мин? 4. Графики I и II на рис1. – это графики пути автомобиля и Рис.1

трактора, движущихся в одном направлении. Какая машина раньше начала свое движение? Чему равны скорости автомобиля и трактора? Через сколько времени от начала своего движения автомобиль обгонит трактор? 5.Что показывает скорость при равномерном движении? 6.Объясните почему скорость – это векторная величина? Ход работы
Для выполнения работы направляющую рейки устанавливают с помощью штатива в наклонном положении.





Её верхний край должен находиться на высоте 18-20 см от поверхности стола. Под нижний край подкладывают пластиковый коврик. Каретку устанавливают на направляющей в крайнем верхнем положении, причём её выступ с магнитом должен быть обращен в сторону датчиков. Первый датчик размещают вблизи магнита каретки так, чтобы он запускал секундомер, как только каретка начнёт двигаться. Второй датчик устанавливают на удалении 20-25 см от первого. Далее работу выполняют в таком порядке: Измеряют перемещение, которое каретка совершит, двигаясь между датчиками – S1 Производят пуск каретки и измеряют время её движения между датчиками t1 По формуле определяют скорость, с которой двигалась каретка Увеличивают расстояние между датчиками на 5см и повторяют опыт для измерения скорости тела .Каретку в этой серии опытов, как и в первой, пускают из крайнего верхнего положения. Дополнительное задание Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Цель работы: Научиться измерять скорость тела при равномерном движении. Приборы и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер, линейка, цветной скотч. Ход работы 1.Установите желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет идеальным из-за трения между шариком и поверхностью желоба, подложите под один его конец какой-либо предмет высотой 1-2 см. 2.Снебольшим усилием толкните металлический шарик с более высокого конца желоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более высокий конец желоба. 3.Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, воспользовавшись цветным скотчем. С его помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую секунду. (Время отсчитывает секундомер) Измерьте с помощью линейки расстояния между флажками. Если они одинаковы, то движение шарика можно считать равномерным. 4.Определите скорость равномерного движения шарика. Для этого измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 1 с, 2 с или 3 с. Рассчитайте скорость равномерного движения шарика. 5.Постройте график зависимости пути от времени. S , м 0 t,с 6.Измерьте угол с помощью транспортира угол между осью времени и графиком. С помощью калькулятора найдите тангенс данного угла. 7.Срвните полученные результаты и сделайте вывод. Лабораторная работа № 5 Изучение рычажных весов. Измерение массы тела Цель работа: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел. Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы. Правила техники безопасности На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер! Правила взвешивания 1.Перед взвешиванием необходимо убедится, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги. 2.Взешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую. 3.Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты. 4.Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка. 5.На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки. 6.Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом. 7.Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела. 8.Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие. 9.Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр. Тренировочные задания и вопросы 1.Какие способы измерения массы вы знаете? 2.Всегда ли можно определить массу тела с помощью весов? 3.Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием? 4.Выполните упражнения: 8,4 т=_________кг 500 мг=____________г 0,5 т=_________кг 120 мг=____________г 125 г=__________кг 60 мг =____________г 5. 100 г+20 г+2 г+1 г+500 мг+200 мг=__________г 20 г+10 г+1 г+200 мг+100 мг=__________г Порядок выполнения работы 1. Изучите устройство рычажных весов. 2. Уравновесьте весы. 3.Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например резинка). 4. Результат взвешивания запишите в таблицу. 5. Например: название тела: резинка, набор гирь: 20г+10 г+ 2г+ 200 мг+50 мг Масса тела: 20 мг+10г+ 2г+200 мг+ 50 мг=32г 250мг=32,25 г=0,03225 кг 6.Измерьте массу остальных тел. Результаты измерений запишите в таблицу. Название телаНабор гирь, уравновешивающих тело Масса тела Масса тела (г.)Масса тела (кг.)
резинка20 г, 10г, 2г, 200 мг, 50 мг20 г+10г+ 2г+200 мг+ 50 мг=32г 250мг32,25г0,03225кг



6.Сделайте вывод. Лабораторная работа № 6 Измерение плотности твердого тела Цель работы: научиться измерять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки). Приборы и материалы: весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело на нити, деревянный брусок. Правила техники безопасности На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. Тренировочные задания и вопросы 1.Что показывает плотность? 2.Плотность стекла равна 2500 кг/м3. Что означает это число? 3.Переведите 1 г/см3 в 1 кг/м3. 4.Почему различаются плотности газа, жидкости и твердого тела? 5.Как найти массу тела, зная его объем и плотность? Ход работы. 1. С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска. Длину (а), ширину (b), толщину (с). 2. Определите объём деревянного бруска V= а·b·с 3. Измерьте массу деревянного бруска. 4. Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок. 5. С помощью мензурки определите объем тела цилиндрической формы. Объём воды в мензурке, см3 V1Объём воды c телом, см3 V2Объём тела,см3 V2-V1Объём тела, м3

6. Измерьте массу цилиндрического тела с помощью весов. 7. Вычислите плотность тела. 8. С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела. 9. По результатам опытов заполните таблицу. Название телаобъём, Vмасса тела, mплотность ρ
см3м3гкгг/см3кг/м3
Деревянный брусок
Цилиндрическое тело
10.Сделайте вывод. Лабораторная работа № 7 Изучение упругих деформаций. Измерение жесткости пружины Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины. Приборы и материалы: : штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка Правила техники безопасности Долго не держать пружину в растянутом виде, т.к. может возникнуть остаточная деформация и пружина придет в негодность. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять! Тренировочные задания и вопросы 1.Приведите примеры упругих деформаций. 2.Сформулируйте закон Гука. 3.Всегда ли выполняется закон Гука? Ответ поясните. 4.Как направлена сила упругости? 5.Какая зависимость силы упругости от удлинения пружины? Ход работы. 1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины. 2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку. 3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины. 4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины. 5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу: № опыта m, кг mg, Н│ ∆ℓ│, м
1 0,1
2 0,2
3 0,3
4 0,4
6.По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kср. kср. = F / │ ∆ℓ│. Fупр.,(Н) 0 Δℓ, (м) 7.Измерьте угол между графиком и осью Δℓ с помощью транспортира. С помощью калькулятора найдите тангенс угла и сравните полученные результаты. 8. Сделайте вывод. Лабораторная работа № 8 Изучение силы трения Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов, полоска резины. Правила техники безопасности На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять! Тренировочные задания и вопросы 1.Какую силу называют силой трения? 2.Как можно измерить силу трения? 3.Какую силу называют силой нормального давления? 4.От чего зависит коэффициент трения? 5.Кирпич передвигают по доске плашмя, на боку, стоя. Сравните силы трения во всех трех случаях. Объясните. 6.Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается на землю. Нарисуйте силы, действующие на парашютиста. Чему равна сила сопротивления воздуха? Ход работы 1.Определите цену деления динамометра. 2.Измерьте динамометром вес деревянного бруска. 3. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления тела. 4.Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз. 5.Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения. 6.К первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления. 7.Результаты измерений занесите в таблицу. № опытаСила нормального давления бруска с грузами, НСила трения скольжения, Н
1
2
3
4
1. По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления и , пользуясь им, определите среднее значение коэффициента трения скольжения μ=Fтр./N F тр., Н 0 N, Н 9.Исследуйте зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, поверхности стола и резине. № опытаВид поверхности, по которой скользит брусокСила трения скольжения, Н
1Поверхность стола
2резина
3дерево

10.Сделайте вывод. 36 max18 max6 maxОтметка
36-30 баллов 18-15 баллов 6-5 баллов «5»
29-23 баллов 14-11 баллов 4 балла «4»
22-15 баллов 10-7 баллов 3-2 балла «3»
14-0 баллов 6-0 баллов 1-0 баллов «2»
Категория: Мои статьи | Добавил: Наташа (17.02.2012)
Просмотров: 3481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Плейер
Поиск
Праздники дня

Бойко Наталья Викторовна
Конструктор сайтов - uCoz